вторник, 12 июля 2011 г.

Региональная торговая недвижимость

В посткризисный период, характеризующийся экономической нестабильностью, многих волнует тема региональной недвижимости. Тема щекотливая. Недавно было опубликовано интервью с коммерческим директором RTK Group Михаилом Рогожиным. Верить, не верить, прислушиваться или нет - личное дело каждого. Но вот вкратце разговор.
Михаил утвердительно ответил на вопрос о силе влияния кризиса на региональных рынках торговой недвижимости. Сравнение шло в Санкт-Петербургом и Москвой. Регионы отреагировали более стремительно и резко. Ритейлеры быстро отодвинули в сторону новые проекты, занявшись улучшением условий аренды уже существующих проектов. В результате собственники пошли на уступки под их напором. Лишь некоторые площади в самых лучших местах избежали участи смягчения условий для ритейлеров. Спрос на них не упал даже в кризис. Одними из требований арендаторов были замена фиксированной арендной ставки на процент от продаж или комбинированную ставку, например. Рогожин считает, что такая взаимосвязь арендатора и собственника должна была помочь выжить обеим сторонам.
Но большинство таких прошений были отклонены. Оно и понятно: есть "белые компании", которым можно доверять за счёт того, что их деятельность можно легко проверить, поняв риски и их реальный оборот, что позволяет проверить из история. Что не скажешь о местных и региональных игроков, которые далеко не всегда обладают прозрачной системой управления. В случаях совершения сделки с такой фирмой лучше остаться с максимальной арендной ставкой, поясняет Рогожин.
Из сегментов наиболее легко перенесших кризис Михаил выделил продуктовые гипермаркеты и супермаркеты. Объясняется это тем, что люди стали меньше тратить денег на развлечения, потому что тратиться на продукты питания никто не перестал. Правда некоторые перешли на более дешёвые продукты. Из развлечений наименьший урон понесли кинотеатры, которые даже стали вытягивать торговые центры. Кино -это наиболее недорогой источник развлечения и привлечения посетителей в ТЦ и ТРК. Чего не скажешь о Фуд-кортах. Мало того, что в регионах не привита традиция питания вне дома, так ещё и кризис заставил экономить. Но снижения их привлекательности носит временный характер, считает Рогожин.
Кризис сменил картину недвижимости, пытаясь передать бразды правления от собственников ритейлерам. Сейчас непонятно, кто во главе. говорит Михаил, так как процесс изменения ещё не завершён. Всё происходит сейчас только по взаимной договорённости, а не вынужденно и от безысходности, как было в кризис.
По мнению Рогожина, отчётливо можно увидеть начинающийся рост регионального рынка: возвращаются замороженные проекты, строятся новые объекты.

Комментариев нет:

Отправить комментарий